ГДЗ, сочинения, презентации

Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»

  «Она тот самый праведник, без которого не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля». Этими словами Александр Солженицын не только подводит итоги рассказа «Матренин двор», не только раскрывает нам настоящий образ Матрены Васильевны, главной героини рассказа, но и заставляет задуматься о проблеме жизни простых людей, крестьян, и весьма непростых взаимоотношениях между человеком и властью и человеком и обществом.

  Уже с самого начала мы видим кондовую Россию: крепкую, основательную и парадоксальную. Россию, в которой легко попасть в село, но очень сложно оттуда уехать. Россию, в деревнях которой не пекут хлеба, не торгуют едой, а люди вынуждены мешками таскать припасы из ближайшего города. Даже названия здесь парадоксальны – торфопродукт.

  От лица главного героя, решившего уехать куда-нибудь подальше от железных дорог и поселиться там навсегда, мы постепенно узнаем о крестьянской жизни в деревне «Тальново». Рассказчик работает учителем математики и снимает комнату у хозяйки Матрены Васильевны Григорьевой. Фраза «ну, разве что к Матрене зайдем» и описание добротного, но обветшалого дома наводят нас на мысль, что это далеко не лучший вариант. А образ слабой одинокой пожилой женщины, которая ничком лежит на печи и жалуется на черный недуг, заставляют усомниться в том, что она хорошая хозяйка и способна работать. За неимением другого места, «жребий был – поселиться в этой темноватой избе» с хозяйкой, о которой мы сперва ничего не можем сказать, так как она считает, что история ее ничем не примечательна для культурного человека.

  Однако впоследствии мы узнаем о трудолюбии и самопожертвовании Матрены, которое не может не восхищать. Рано утром женщина встает и держит неблизкий путь до сельсовета, чтобы оформить себе пенсию, хлопочет по хозяйству, помогает другим. Она искренне радуется чужим успехам и никогда не просит ничего взамен. Постепенно открывая историю судьбы Матрены, мы с грустным удивлением обнаруживаем все несправедливости и горечи в ее жизни и невольно задаемся вопросами: «чем она заслужила такую жизнь?», «почему добрые, честные и трудолюбивые люди оказываются ненужными?», «почему власть так жестоко обходится с простыми нуждающимися людьми?»… И ведь этот человек покорно соглашается на самую трудную и неоплачиваемую работу!

  Что же будет с селом после смерти Матрены, без которой не обходилась ни одна пахота огорода? Что же будет с людьми, которые не способны, как Матрена, всякое дело начинать «с Богом!», от чистого сердца? Которые не способны к самопожертвованию ради других…

  И очень горько видеть, как ее нещадно разворовывают, не волнуются ни о чем, кроме ее маленькой собственности. Всю свою жизнь женщина отдала не себе, а людям, которые не смогли оценить этот бесценный подарок по достоинству. И даже после ее смерти, придя простившись с Матреной, три сестры с порога начинали свой плач-политику, забрав себе все деньги, скопленные на похороны. Фадей не пришел на похороны, и уже после враждебно приходил в избу спорить о том, кому она достанется. Только те, кто по-настоящему ценил Матрену, тихонько, не на показ, всплакивали по ней у двери.

  Трагедия, связала смерть Матрены Васильевны и разлом горницы, оставив тем самым избу без хозяйки и своей неотъемлемой части. Мне кажется, что изба без горницы, точно деревня без Матрены, отданная в руки жадных и корыстных людей, является образным сравнением, которое отвечает на главный вопрос этого рассказа: «что же будет с деревней (да и в России в целом) дальше?».