ГДЗ, сочинения, презентации

Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены?

  Матрена – центральный персонаж в рассказе «Матренин двор», вокруг нее происходят все события, и она сама является событием для автора. Именно поэтому все художественные средства, используемые автором, направлены на сравнение Матрены и других людей и описание ее особенностей.

  Повествование в рассказе идет от первого лица: рассказчик, который знакомит нас с жизнью в деревне Тальново и судьбой Матрены Васильевны, очень похож на Александра Солженицына. Более того, мы знаем, что события и герои, которые описываются в рассказе, имеют реальную под собой основу. И эта связь между рассказом и реальностью не позволяет нам рассматривать смысл произведения так же простодушно, как если бы на его месте была сказка. Получается, что проблема, которая затрагивается в произведении, тоже реальна, и к ней просто необходимо отнестись со всей серьезностью. И чтобы выделить эту проблему, автор использует основной, на мой взгляд, художественный прием - антитезу.

  Еще в самом начале рассказа мы понимаем, что жизнь главной героини Матрены связана с домом, где она живет. При их описании мы видим противопоставление того, что снаружи, тому, что внутри. Просторный добротный дом, построенный на большую семью, тут же противопоставляется посеревшими от старости бревнами, блекло-зеленой шкурой обоев и жизнью в нем одинокой женщиной лет шестидесяти. Многим этот дом не казался доброжилым, однако, по словам рассказчика, жизнь в нем была вполне хороша.

  Противопоставление мы видим и в образе Матрены: поначалу это больная, слабая женщина, жалующаяся на свое здоровье, которая вскоре предстает перед нами сильным, волевым, самоотверженным, получающим удовольствие не от денег и собственной прибыли, но от труда и помощи другим человеком. Это напоминает мне христианское убеждение о том, что внешне праведный человек беден и невзрачен (не имеет что-то для себя), но внутренне он богат знаниями и красив душой. И эта красивая и добрая душа в течение рассказа раскрывается перед нами, оставляя несущественным внешность Матрены и ее телесные недуги. И хоть Матрена не была истово верующей: рассказчик ни разу не видел, чтобы она молилась или крестилась, но была искренне верующей. Каждое дело она начинала «с Богом!», не было у нее ни злых умыслов, ни алчности, ни жадности. И именно ее вера была настоящей, идущей от сердца, без малейшего намека на фанатизм. И, если кто-то и следовал христианским заповедям, то это была Матрена.

   Различия также можно найти и в разговорах. Речь Матрены в отличие от рассказчика простая, «деревенская», Матрена не многословна, что противопоставляется ее действиям - работает она очень много. Рассказчик же выступает в роли наблюдателя, зачастую мы не знаем того, что он делает, мы только слышим, о чем он думает, и видим окружающую его действительность.

   В его позиции наблюдателя практически не оценочных суждений, он не дает оценки действиям героев, но предоставляет оценить их нам. Часто в рассказе мелькают фразы: «заметил», «увидел», «привык», «свыкся», что можно рассматривать, как разграничение его и жизни в деревне. Все это как будто бы не касается его, но в то же время он является главным действующим лицом (но в тени). Даже тот вопиющий случай с пенсией не показывает нам отношения к этому автора, он его только описывает. Но, несмотря на это, в его описании незримо присутствует главный вопрос: «если на таких праведниках держится Россия, то что же с ней станет потом?».

  Не показывает он своих чувств и в той трагедии (о них мы можем только догадаться), в которой погибла Матрена, однако описание окружающего говорит нам о том, как сильно Игнатич переживает смерть. «Нет Матрены. Убит родной человек», и все в деревне будто замерло, погрузилось в тишину, а в доме наоборот – мышами овладело безумие, они пищали и стонали, и казалось, «будто Матрена невидимо металась и прощалась тут, с избой своей» и со всей деревней... Дважды мы видим открытое отношение рассказчика к другим: из-за испачканной телогрейки, «я в первый раз рассердился на Матрену Васильевну» и отношение ко второй Матрене, «не любил я ее: всегда приходила она к моей Матрене жаловаться… и голос-то всегда у нее был на слезе».

  В этом рассказе автор в основном передает свои чувства через описание окружающего, с помощью этого он подводит нас ко многим проблемам, незримо присутствующих в деревне, в человеческой жизни, в нашей стране. Он предсказывает нам трагедию еще в самом начале, в страхе Матрены перед поездом. Но даже в этой трагедии мы видим истинный образ праведника: погибла она, помогая другим, потому и «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое» да правая рука, чтобы «Там Богу молиться».

  И в этом противоречивом, не понятым всеми образе Матрены теплится надежда нашей родины, призывая нас к добру и состраданию, показывая нам, что действительно важно на этой земле…