ГДЗ, сочинения, презентации

Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

  Одним из основных объектов, подлежащих всестороннему рассмотрению и анализу, в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является теория, которую создает главный герой Родион Романович Раскольников. Главная идея данной теории основана на том, что всех людей можно условно разделить на «обыкновенных», «то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных», и «необыкновенных», «то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Основной момент этого разделения, по мнению Раскольникова, заключался в том, что людям «необыкновенным» дано полное право на совершение преступления для достижения собственных целей, и они способны на убийство «во имя лучшего».

  И мне кажется, что роман «Преступление и наказание» - это своеобразный диалог автора и главного героя, в результате которого происходит развенчание данной теории.

  Раскольников ни сразу решает совершить преступление, к такому шагу его подталкивают нечеловеческие страдания окружающих его людей: известие о свадьбе сестры, нелегкая участь Мармеладовых, судьба пьяной девочки на бульваре, сон о Миколке и забитой ним лошадке. Молодой студент решается доказать себе, что он не просто «тварь дрожащая», а «право имеющий», способный лишить кого-то жизни ради достижения праведной цели, спасения людей. И в противовес этому, через диалог студента и офицера об убийстве, мысль о котором посещала и Раскольникова, автор незримо показывает нам несовершенство этой теории.

  И эта теория уже наглядно начинает рушиться уже с момента совершения преступления. Дело в том, что все идеи Раскольникова не завершены логически. Он убивает не только старушку, а и лишает жизни Лизавету, которая относится как раз к тем «страждущим», ради которых Родион и решился на этот шаг.

  Главный герой романа окружен множеством психологических двойников, которые в той или иной степени отображают различные моральные стороны Раскольниковой души. Система образов в произведении призвана всесторонне обрисовать несостоятельность бесчеловечной мысли, показать, что ей не место среди высоконравственных людей. В роли двойников Раскольникова в романе выступают офицер в трактире, Петр Лужин, Порфирий Петрович, Аркадий Свидригайлов, Сонечка Мармеладова.

  Так, студент, с которым читатель встречается в трактире, высказывает теорию, аналогичную теории Раскольникова. И тот смело рассуждает об убийстве процентщицы, жить без которой станет лучше. Однако нам сразу становится понятно, что студент не способен на убийство, все его слова – не более чем простой разговор «для справедливости».

  Также мы видим образ Лужина, который выстраивает собственную «экономическую идею», на первый взгляд ничем не связанную с теорией Раскольникова. Но стоит заметить, что в основе их рассуждений прослеживается общая мысль: существование одного человека, который стоит выше остальных и имеет вправо не подчиняться установленным правилам и законам. Каждый из них, и Лужин, и Раскольников, допускают, что можно переступить через кого-то, однако Родион, в отличие от Лужина, делает это не только ради себя.

  Свидригайлов является наиболее мучительным двойником Раскольникова. Этот человек живет согласно принципу вседозволенности. С помощью данного образа автор демонстрирует читателю исход, к которому, рано или поздно, приведет главного героя его собственная теория. Этим исходом будет духовный тупик, падение человеческой нравственности, духовный крах личности.

  О несостоятельности теории Раскольникова также свидетельствует, противопоставляемая автором, существующая духовная любовь к ближним, и способность людей на искупление своих и чужих грехов страданием. Достоевский не просто так вводит в роман образы Сонечки, Дуни и Миколки. Эти персонажи несут в себе чистоту и бесконечное сострадание к окружающим. Так Дуня ради родных без любви выходит замуж, Миколка не боится «пострадать за других», взяв чужую вину на себя, а Соня жертвует своей честью, чтобы прокормить семью. Как раз именно Соня становится тем человеком, чьи поступки открывают Раскольникову мир христианских ценностей, и он, наконец, осознает всю бессмысленность и чудовищность собственной теории.

В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский продемонстрировал читателю то, какой огромной властью над человеком может обладать идея. Используя различные художественные приемы, автор превосходно справляется с поставленной задачей и безоговорочно побеждает в споре с главным героем касательно права на существование теории, созданной Раскольниковым.