Анализ сна Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Описание сновидений героев – это отличный прием, используемый авторами с целью более глубокого и точного раскрытия образов в своих произведениях. Сны персонажей, приведенные писателями, позволяют читателю лучше понять внутренний мир героев, объяснить причины тех или иных действий и поступков. Так и в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский приводит сны Раскольникова с целью помочь нам более точно понять образ главного героя, заглянуть в подсознание и погрузиться в глубины его души.
Главный сон Раскольникова Достоевский приводит самым первым. Действия сновидения происходят на Петровском острове. Перед читателем оживает маленький Родион, который вместе с тогда еще живым отцом едет за город. Тут они встречаются с ужасающей картиной того, как мужик Миколка избивает кнутом, а потом и вовсе забивает свою «тощую... саврасую клячонку», которая уже не в силах тянуть воз.
И тут мы видим детскую чистую натуру Родиона, который всеми силами протестует против насилия, жалеет «забитую лошадь» и бросается с кулачонками на несправедливость.
Раскольников-ребенок в тот момент испытывает огромное количество самых разнообразных эмоций: тут есть место и страху, и ужасу, и жалости, и злобе, и ненависти. Сновидение чрезвычайно сильно поражает молодого человека, который после пробуждения отрекается от своей «проклятой мечты», хотя и ненадолго.
Но смысл первого сна не только в этом. Если разобрать его подробно, то становится видно, что он наполнен огромным количеством знаков. Так, красные рубашки мужиков, «как морковь» красное лицо Миколки, топор, которым запросто можно было убить лошадь, все это предопределяло события, которые в скором времени должны были случиться в жизни Раскольникова.
Также сновидение отлично демонстрирует раздвоенность сознания главного героя. Если учесть, что сон считается выражением подсознательных желаний человека, то получится, что Родион, опасаясь собственных мыслей, все же желал, чтобы Миколка убил бедную лошадь. В данном сновидении главный герой выступает и в роли беспощадного Миколки, и в роли доброго и искреннего ребенка, который не приемлет жестокости и насилия.
Также о раздвоенности души Раскольникова свидетельствует и два совершенно противоположных образа, присутствующих в его сне – церковь и кабак. Кабак в романе представляется как что-то, что губит людей, как место, где сосредоточены разврат, безрассудство и зло, место, где человек не в силах сохранить свое нравственное лицо, «так орали, хохотали, ругались... безобразно и сипло пели и дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи». Кабак выступает как символ порочности и зла.
В сновидении Раскольникова церковь противопоставлена кабаку, она собирает в себе все лучшее, что может быть в человеческой природе, там теплится надежда на лучшую жизнь и хранится шанс сохранить свою нравственную чистоту. Родион вспоминает детство и то, как он любил церковь, ему нравились иконы и старый священник. Но в своем сне главный герой так и не доходит до церкви, что чрезвычайно символично в свете будущих событий…
Огромное значение имеет в произведении и образ старой, тощей, замученной савраски, которая не в силах более выносить жизненные тягости. Лошаденка предстает перед читателем как символ невыносимых страданий всех «маленьких людей», встречающихся нам в романе. Так и Катерина Ивановна перед смертью воскликнет: «Уездили клячу! Надорвалась!».
Символичен во сне и образ отца Раскольникова, ведь именно он хотел увести сына от кабака и не позволял Родиону смотреть на происходящее насилие. Отец пытался предостеречь сына и отвести его поближе к церкви.
Но вот сон заканчивается, Раскольников пробуждается в ужасе от увиденного. Он возвращается к мысли о том, хватит ли у него смелости, чтобы лишить кого-то жизни. Сможет ли он помочь всем униженным и оскорбленным, в образе которых в его кошмаре выступала кляча, и спасти их от жестокого и порочного окружающего мира, который был олицетворен пьяным Миколой. И не станет ли он тем самым Миколой, убившего ни в чем не повинное живое существо?.. Кошмарный сон тесно переплетен с не менее кошмарной действительностью, и становится той последней каплей, которая переполняет чашу терпения главного героя и приближает его к роковому поступку – убийству старухи-процентщицы.