«Бедные люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Самая первая работа Достоевского, которая принесла ему известность, это роман «Бедные люди», в котором автор встает на защиту «бедного» человека – мелкого чиновника, волочащего жалкое существование, однако сумевшего при этом сохранить душевную доброту и благородство. Этот вопрос и дальше будет волновать Достоевского, и будет ведущим во всем творчестве писателя.
Не исключением стал роман «Преступление и наказание», где проблема «маленького человека» имеет огромное значение. Ведь вся жизнь и теория главного героя произведения неразделима с жизненными условиями, которые его окружают.
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – это глубокая книга жизни обездоленных. Перед читателями разворачиваются картины жизненных страданий таких людей. Их существование протекает в грязных петербургских трущобах, где как раз живет, борется с нуждой, порождает теорию и совершает убийство Родион Раскольников. Автор приводит подробное и детальное описание его убогой, тесной и душной каморки. Эта крошечная комнатушка воссоздает атмосферу безысходности. Раскольников изображен автором как замечательный красивый юноша, который гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала лишь по средствам лохмотьев, в которые он одет.
Духота, теснота, скученность людей, вынужденных существовать в убогих квартирах, только усиливают чувство духовного одиночества в толпе. Все это, по мнению автора, делает людей еще более озлобленными, подозрительными и недоверчивыми. В таких условиях человек теряет способность к состраданию, и это ярко видно по реакции посетителей пивной на исповедь бедного Мармеладова. Чиновник ведет рассказ о страшной жизненной драме, которая постигла его семью. Душа умного, совестливого человека не может больше терпеть ежедневные унижения, безмолвно смотреть, как оскорбляют твою жену, видеть голодающих детей, знать, что дочь живет по желтому билету. Мармеладову ничего не нужно от слушателей, кроме сострадания, но и его он не получает.
Вообще, как раз на примере семейства Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема «бедных» людей, их несчастной жизни в «сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице». Создаваемая автором панорама Петербурга еще сильнее подчеркивает безысходность обитателей здешних трущоб, их нищету. Силуэты шикарных зданий оттеняют всю убогость комнат с оборванными обоями и дырявыми простынями.
Мир «бедных» людей в романе разнообразен. Автор в своем произведении также демонстрирует читателю женские судьбы. Так Катерина Ивановна предстает как совершенно измученная женщина, которая всеми силами пытается навести порядок в убогой квартирке и не знает, чем накормить изголодавшихся детей. А ее падчерица Соня, вынуждена идти на панель, чтобы хоть как-то помочь семье. Драматична судьба и сестры Раскольникова, красивой девушки Дуни, которая должна терпеть незаслуженные издевательства и позор. Судьбы женщин различны, но у всех есть общая черта – они искалечены, изломанны постоянной, безысходной нуждой, теми страшными жизненными условиями, в которых недостойны жить нормальные люди.
Данные примеры приводят к мысли о невозможности в таких жизненных реалиях подчиняться нормам общечеловеческой морали. Бедность и унижения подталкивают людей к нарушению правил и законов. В этом мире невозможно жить по общепринятым нравственным законам. Например, не решилась бы Сонечка Мармеладова жить по желтому билету, то умерла бы с голоду ее родня. Любовь к ближним отбирает у ее даже право на смерть. Соня убивает в себе личность, но все равно умудряется сохранить чистоту и высокую нравственность.
Дуня же готова пожертвовать собственным счастьем и пойти замуж за нелюбимого, но преуспевающего дельца Лужина, понимая, что обрекает себя на безрадостную и несчастливую жизнь. Но все чего она желает – избавить семью от нищенского существования, помочь брату получить образование.
Следовательно, несмотря на ужасные условия жизни, мир «бедных» людей не лишен благородства, любви, сострадания и великодушия. В своем произведении Достоевский не только жалеет и сочувствует обездоленным и униженным людям, а и восхищается их способностью сохранять замечательные человеческие качества в таких невыносимых жизненных условиях. И это не может ни радовать читателя, ведь автор вселяет в нас веру в возможность лучшего будущего. В будущее, где любовь, а не насилие, станет единственно возможным путем для достижения гуманного и справедливого общества. В этом, по-моему, и заключается глубокий смысл романа великого русского писателя.