ГДЗ, сочинения, презентации

Анализ сцены дуэли Печорина с Грушницким (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

  Многие авторы при написании своих литературных произведений часто применяют прием противопоставления одного персонажа другим, с целью создания более четкого и ясного описания характеров. Этот прием применил и М.Ю. Лермонтов при написании своего романа «Герой нашего времени». Для того чтобы в полной мере раскрыть читателю образ главного героя произведения Печорина, автор вводит в одну из частей романа нового персонажа – Грушницкого.

  Грушницкий выступает в образе целого ряда людей подобных ему. Лермонтов относит его к тем, кто носит модный наряд разочаровавшегося человека. Наиболее емко Грушницкого описывает сам Печорин, по его словам, он выскочка, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – его наслаждение».

  Лермонтов в образе Грушницкого представляет читателю довольно распространенный жизненный типаж, который, на мой взгляд, внешне невероятно схож с Печориным. Можно сказать, что Печорин – лицо, а Грушницкий – «внутренность». Как раз здесь и кроется причина непримиримых отношений между Печориным с Грушницким.

  Грушницкий мелок и завистлив, он ненавидит Печорина за то, что тот разгадал его сущность, он бесчестен и способен на любые подлости.

  Печорин же медленно, но уверенно избавляет Грушницкого от пафосного наряда, старается добраться до его душевного ядра, найти и пробудить в нем человеческие моральные качества. В своих стремлениях Печорин и себе не делает поблажек, он «ведет бой» максимально тратя собственные духовные и моральные силы.

  Так в дуэли с Грушницким он, не жалея себя, пытается разбудить в противнике человеческие качества, намеренно ставя себя в более трудные и опасные условия. Но и тут в Печорине благородство сочетается с беспощадностью: «Я решился, – говорит он по ходу их дуэльного и душевного поединка, – предоставить все выгоды Грушницкому; я решил испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему…».

  Печорин уверен, что именно характер человека предопределяет его судьбу, поэтому каждый жизненный выбор должен быть сделан самостоятельно, вне зависимости от внешних факторов и мотивов. Печорин дает право противнику сделать свой собственный нравственный выбор, старается никоим образом не влиять на ситуацию, хотя, безусловно, конечный результат происходящего не может его не волновать. На протяжении всей дуэли Грушницкому неоднократно предоставляется право свободного выбора, право на отказ от подлости: «Теперь он должен был выстрелить на воздух, или сделается убийцей, или, наконец, оставит свой подлый замысел и подвергнется со мной одинаковой опасности». Однако Грушницкий не воспользовался шансом и все-таки выстрелил. «Пуля оцарапала мне колено» – комментирует Печорин, и беспощадно стреляет в ответ.

  Данная ситуация демонстрирует характера главного героя, являясь еще одним подтверждением его двуличия, которое прослеживается на протяжении всего романа. Видно, что Печорину искренне жаль Грушницкого, который по вине интриганов попадает в столь глупое положение. Григорий готов его простить, однако не может отказаться от назначенной дуэли в силу общественных предрассудков.

  Печорин не раз заявляет о двойственности своей души, и эта двойственность, оказывается, является ни вымышленным, а действительным его состоянием.